Макове́цкий Сергей Васильевич (р. 1958), актёр, народный артист Российской Федерации (1998). С 1980 в Театре имени Вахтангова (с 1990 параллельно в Театре Р. Виктюка). Роли: Царевич Алексей («Государь ты наш, батюшка» по Ф. Н. Горенштейну), Галлимар («М. Баттерфляй» Д. Г. Хуана), Амфитрион («Амфитрион» Мольера) и др. Снимался в фильмах: «Прорва», «Макаров», «Пьеса для пассажира», «Летние люди», «Сочинение ко Дню Победы», «Про уродов и людей» и др. Актёр широкого диапазона, мощного внутреннего темперамента, скрытого под внешним бесстрастием.
* * *
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич - МАКОВЕ́ЦКИЙ Сергей Васильевич (р. 13 июня 1958, Киев), российский актер театра и кино. Заслуженный артист России (1992). Государственная премия РФ (2001).
Работал монтировщиком декораций в Академическом русском драматическом театре им. Леси Украинки в Киеве. В 1980 окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина (см. ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ (им. Б. В. Щукина)) и стал актером Театра им. Евг. Вахтангова (см. ТЕАТР ИМЕНИ ЕВГ. ВАХТАНГОВА). С 1990 по совместительству - актер Театра Романа Виктюка (см. ВИКТЮК Роман Григорьевич).
Дебютировав в 1980 на сцене Театра им. Евг. Вахтангова в спектакле «Старинные водевили», где он сыграл Карпа Полуду, простодушного провинциального режиссера, без памяти влюбленного в театр, молодой актер сразу привлек к себе внимание зрителей и прессы. Тем не менее, еще несколько лет он играл в основном эпизоды, проявляя себя в них как универсальный, пластичный актер, умеющий и петь и танцевать. В 1989 за роль тихого, вкрадчивого китайца Херувима в спектакле «Зойкина квартира» получил премию на фестивале «Московская театральная весна». Судьбоносной оказалась для молодого актера встреча с режиссером Р. Г. Виктюком, который предложил ему сыграть Шостаковича (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич) в спектакле «Уроки мастера» (1990). Именно начав работать с Виктюком, актер обрел особую легкость и свободу в выражении потаенных движений души. Впоследствии Маковецкий с неизменным успехом участвовал во многих спектаклях Театра Романа Виктюка, играя героев, существующих в атмосфере трагической любви, растерявшихся в жестоком, не принимающем их мире (Рене Галлимар в «М. Баттерфляй», Илья в «Рогатке», Циклоп в «Полонезе Огинского», Мальпьери в «Я тебя больше не знаю, милый», Валерио в «Любви с придурком»), даже откровенного злодея (Куильти в «Лолите»), умудряясь наделить их магической притягательностью.
В 1991 Маковецкий сыграл царевича Алексея в спектакле П. Н. Фоменко (см. ФОМЕНКО Петр Наумович) «Государь ты наш, батюшка». Инфантильный неврастеник, нерешительный, весь сотканный из противоречий, Алексей - до сих пор любимая роль актера (хотя спектакль и недолго оставался в репертуаре: высоко оцененный критикой, он, неспешный, может быть, даже чересчур затянутый, не пользовался успехом у зрителя). Безусловной удачей явилось для Маковецкого и приглашение известного режиссера В. Мирзоева принять участие в спектаклях «Амфитрион» (Театр им. Евг. Вахтангова, 1998) и «Двенадцатая ночь» (Театр им. К. С. Станиславского, 1999). В них Маковецкий раскрылся как блестящий комедийный актер. Неожиданным стал и его Коврин в «Черном монахе» Камы Гинкаса (см. ГИНКАС Кама Миронович) (ТЮЗ, 1999).
В кино сначала Маковецкий долго играл в фильмах, которые никто не замечал: «Взять живым», телефильм (1982), «Экипаж машины боевой» (1983), «Я - сын трудового народа» (1983), «Полоса препятствий» (1984), «Завещание» (1985), чаще всего почему-то бравых военных, простых, наивных, жизнерадостных. Но уже к концу 1980-х гг. стал получать приглашения от известных режиссеров: в фильмах «Жизнь Клима Самгина» (телефильм режиссера В. Титова, 1986), «Посвященный» (режиссер Олег Тепцов (см. ТЕПЦОВ Олег Павлович), 1989), «Мать» (режиссер Г. А. Панфилов (см. ПАНФИЛОВ Глеб Анатольевич), 1990) он сыграл свои первые по-настоящему значительные кинороли. Но ввел актера в «большой» кинематограф режиссер В. И. Хотиненко (см. ХОТИНЕНКО Владимир Иванович), предложив ему роль неухоженного холостяка Ильина в «Патриотической комедии» (1992), сроднившегося, сжившегося со своим старым скрипучим Домом, а затем поэта Макарова («Макаров», 1993), человека, погубившего свою душу в тот самый час, когда случайно решил купить пистолет (за роль Макарова актер был удостоен приза Академии кинематографических искусств «Ника», 1993; приз молодых кинематографистов России «Зеленое яблоко - Золотой листок», 1994, за фильм «Макаров» и «Наш американский Боря»; приз «Золотой Овен», премия кинокомпании «Кинотавр», как лучшему актеру года, 1993).
Став звездой первой величины, Маковецкий оказался одним из самых востребованных актеров постсоветского кинематографа. Парадоксальное сочетание внешней обыкновенности (он человек из толпы, на первый взгляд кажется таким же, как и все) и некой внутренней странности, ирреальности, позволяет ему свободно чувствовать себя в любом предлагаемом сюжете. В драме «Пьеса для пассажира» (1995, режиссер В. Ю. Абдрашитов (см. АБДРАШИТОВ Вадим Юсупович)) создает психологически интересный портрет бывшего юриста, лишившегося работы и вынужденного стать проводником (приз прессы как лучшему актеру 1995 за роли в фильмах «Пьеса для пассажира», «Летние люди», «Трофимъ»).
В сентиментальной мелодраме «Ретро втроем» (1998, режиссер П. Е. Тодоровский (см. ТОДОРОВСКИЙ Петр Ефимович)) необычайно деликатен в любовных переживаниях Сергея, мягкого, интеллигентного человека, по иронии судьбы влюбившегося в жену своего лучшего друга. В трогательном «Сочинение ко дню Победы» (1998, режиссер С. Урсуляк) блеснул в ярком, гротесковом эпизоде (следователь-взяточник). В холодно-изысканном фильме «Про уродов и людей» (1998, режиссер А. О. Балабанов (см. БАЛАБАНОВ Алексей Октябринович)) виртуозно провел партию «злого гения» героини - владельца ателье, специализирующегося на порнографических фотографиях (приз «Золотой Овен»,1998, за лучшую мужскую роль, на Санкт-Петербургском МФФ, 1998, приз за лучшую мужскую роль).
Снимался также в фильмах «Русский бунт» (2000), «Ключ от спальни» (2003), «72 метра» (2004), «Жмурки» (2005) и др.